Концепция и программа развития
Концепция нашего дошкольного образовательного учреждения предусматривает совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов. Программа и концепция развития, разработанные на основе идей программно-целевого управления развитием образования (В.С. Лазарев, М.М. Поташник, И.М. Моисеев), представляют собой целостный документ.
В практике нашей работы основой для составления образовательной программы явились рекомендации П.И. Третьякова и К.Ю. Белой.
Переход системы дошкольного образования из режима функционирования в режим развития во многом был обеспечен разработкой новых образовательных проектов управленческим и педагогическим творчеством, поддержкой развивающего социума.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Информационная справка.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» был открыт в августе 1980 году и с момента открытия находится в ведении Усть-Донецкого РОО. С момента открытия и по настоящее время является методической базой для обучения дошкольных специалистов всех категорий района.
С 1981г. положено начало работы по теме: »Приобщение детей к истории, природе, фольклору Донского края». Утверждена индивидуальная программа заведующей детского сада Озёрской В.Ф. «Истоки» на областном уровне. С работниками и детьми детского сада совершены экскурсии по Донскому краю в краеведческие музеи г. Ростова-на-Дону, г. Новочеркасска, ст. Раздорскую.
Проводится цикл занятий с детьми, воспитателями, родителями.
Педагогическим коллективом постоянно ведётся работа по приоритету всех направлений: оздоровления, развития, коррекции. Система комплексной диагностической работы и координация деятельности специалистов и воспитателей помогает в осуществлении наиважнейшей задачи - выявлении индивидуальных особенностей детей и работе с семьей.
МБДОУ ДС КВ «Родничок» осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Договором между учредителем и ДОУ, Уставом ДОУ.
Дошкольное учреждение расположено в отдельно стоящем здании, выстроенном по специальному проекту. Режим функционирования общий — 12-часовой.
Материальная база.
Дошкольное учреждение оснащено полным комплектом мебели и учебным оборудованием.
В ДОУ имеются методический, психологический, медицинский, процедурный, логопедический кабинет, кабинет психолога, располагающие необходимым оборудованием и материалом по профилю своей деятельности.
Для реализации образовательных задач в ДОУ функционируют: музыкальный зал, картинная галерея, «горница», физкультурный зал, оснащенные необходимым современным оборудованием.
В дошкольном учреждении функционирует 5 групп, из них: 2 комбинированные. Количество детей, посещающих дошкольное учреждение, составляет 108 человек.
Окружающий социум.
В жилом микрорайоне, где расположено дошкольное учреждение, также имеется ряд ДОУ. Однако наполняемость нашего дошкольного учреждения достаточно высока. Это объясняется наличием сохранной материальной базы, нетрадиционным набором оздоровительных и образовательных услуг. Есть основания считать наше ДОУ конкурентоспособным, занимающим прочное место на рынке образовательных услуг.
На деятельность нашего ДОУ оказывает влияние тот факт, что она находится в центре микрорайона поселка; рядом с административными зданиями – Администрацией района; зданиями бытового обслуживания населения- комбинатом бытового обслуживания, пожарной частью, аптекой, стоматологической поликлиникой, магазинами. Недалеко – культурно-массовые учреждения- Дом культуры, спортивный комплекс «Вымпел», воспитательно-образовательные учреждения – еще один детский сад, школа №2. Это создает условия для взаимодействия ДОУ со всеми социокультурными объектами.
Кадровое обеспечение
Заведующий дошкольным учреждением имеет высшее педагогическое образование, педагогический стаж работы свыше 30 лет. Старший воспитатель — среднее специальное образование, педагогический стаж работы свыше 30 лет. Почти все педагоги, работающие в ДОУ (15 чел.), имеют среднее специальное (11 чел.) и высшее (4 чел.) педагогическое образование. Из них: 1 специалист — высшую квалификационную категорию, 5 — первую квалификационную категорию, 4 — вторую. Из общего количества специалистов в штате дошкольного учреждения 2 учителя-логопеда, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.
Образовательный процесс.
Базисной программой является Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой). Наряду с ней используются программы, обеспечивающие максимальное развитие психологических возможностей и личностного потенциала дошкольников. На профессиональном уровне проводится коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии.
Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная в группах развивающая среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов и позволяющая варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности. Эффект и поддержка положительного эмоционального фона создается за счет вариативного и рационального использования помещений — как групповых комнат, так и помещений ДОУ в целом (музыкальный, физкультурный залы и др.). При проектировании развивающей среды учитывалась и ее динамичность.
В ДОУ используются современные формы организации обучения: занятия проводятся как по подгруппам, так и индивидуально, что позволяет воспитателям ориентировать образовательные задачи на уровень развития и темп обучаемости каждого ребенка.
Приоритет в работе с дошкольниками отдается игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к знаниям и стимулирующим познавательную активность детей.
Тематические планы специалистов и воспитателей скоординированы с учетом места, времени проведения занятий и режимных моментов.
Обеспечивается координация различных направлений педагогического процесса на основе взаимодействия специалистов узкой профессиональной направленности и других сотрудников: проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.
Результативность работы по новым программам и технологиям отслеживается с помощью мониторинга, проводимой по мере необходимости. Его данные анализируются с целью выявления проблемных моментов в развитии детей, что позволяет педагогу осуществить своевременную коррекцию не только детской деятельности, но и своей собственной, если в этом возникает необходимость.
Диагностическая информация свидетельствует об устойчивой динамике роста показателей умственного и физического развития детей. Учителями школ, куда приходят наши выпуски, отмечается высокий уровень развития у них произвольности психических процессов, способности к саморегуляции поведения, самооценке. Дети обладают достаточным объемом знаний для последующего освоения школьной программы.
Оздоровительная работа.
Целенаправленная физкультурно-оздоровительная работа позволила нам достичь устойчивых результатов в снижении уровня заболеваемости дошкольников. Этому способствовали следующие факторы:
- медицинский кабинет, оснащенный современным медицинским оборудованием;
- спортивный зал, оборудованный необходимым оборудованием;
- наличие в штате инструктора по физической культуре.
С целью снижения заболеваемости также проводятся оздоровительные мероприятия по профилактике ОРЗ: фитотерапия, прием поливитаминов, щадящее закаливание, точечный массаж, дыхательная гимнастика. Физкультурные занятия включают в себя компненты корригирующих упражнений для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиоза. Обращается внимание на диспансеризацию здоровых детей в возрасте 5—7 лет с осмотром их врачами-специалистами: окулистом, отоларингологом, хирургом, невропатологом, стоматологом. При выявлении патологии дети проходят курс оздоровительных мероприятий.
Работа с семьей.
Педагоги дошкольного учреждения уделяют большое внимание работе с семьями воспитанников, вовлекая родителей в единое образовательное пространство. Используются разнообразные формы работы с родителями:
- знакомство с семьей при посещении ребенка на дому;
- привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;
- дни открытых дверей для родителей;
- «почта доверия»;
- клуб по интересам;
- творческие отчеты воспитателей и детей для родителей и др.
Достижения.
В дошкольном учреждении представлен интересный опыт работы специалистов, способствующий более успешному решению поставленных коллективом задач. Назовем некоторые направления работы: «Формирование речевых навыков и культуры общения детей дошкольного возраста средствами фольклора», «Система спортивных развлечений в детском саду как одна из форм совершенствования двигательных умений и навыков у дошкольников», «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах и дорогах», «Роль фонематического фактора в формировании правильного произношения у детей».
В последние годы детский сад проводит работу по воспитанию у дошкольников интереса к национальным традициям, быту и культуре русского народа. В практику работы активно внедрена программа О. Князевой по приобщению к истокам русской народной культуры детей дошкольного возраста. Результат такой работы — формирование у дошкольников чувства гордости за принадлежность к русской национальной культуре. ДОУ получил статус «казачьего».
Коллектив дошкольного учреждения является постоянным участником смотров и конкурсов, проводимых в районе и поселке.
Педагоги систематически повышают свой профессиональный уровень, занимаясь самообразованием, обучаясь на курсах повышения квалификации, участвуя в работе научно-методических объединений.
Трудности и пути решения.
Отсутствие достаточного финансирования затрудняет работу дошкольного учреждения. Требуется организация серьезной работы по маркетинговому изучению потребностей родителей, школы, учета интересов самих детей. Решение названных проблем мы видим в организации дополнительных платных услуг, поиске спонсоров. Несмотря на имеющиеся трудности, дошкольное учреждение сохранило и поддерживает в хорошем состоянии материальную базу, постоянно пополняется фонд детской и методической литературы, пособий и игрушек. Усилия педагогического коллектива и администрации направлены на сохранение и повышение имиджа ДОУ на рынке образовательных услуг.
КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Коллектив дошкольного учреждения продолжает работу по избранным ранее приоритетным направлениям, необходимость чего диктуется предшествующим опытом и достигнутыми результатами. Ими являются:
- коррекционно-развивающая и оздоровительная работа с дошкольниками;
- художественно-эстетическое развитие детей.
Ключевая идея.
Сконструированное содержание образования ориентирует педагогов на создание единого образовательного пространства как среды развития и саморазвития личности ребенка. Это создает условия для достижения оптимального уровня психофизического здоровья, получения позитивного опыта в обучении и общении, художественно-творческом мировосприятии и реализации своего права на образование, развитие, адаптацию.
Задачи реализации концепции
- Обогащение условий для сохранения, укрепления психофизического здоровья детей, обеспечение безопасности их жизнедеятельности.
- Реализация коррекционно-развивающей поддержки детям с трудностями в речевом и эмоционально-волевом развитии.
- Организация и осуществление развивающего обучения, предполагающего обязательную включенность ребенка как субъекта деятельности в учебный процесс: опора на его познавательные потребности, поисковую активность, самостоятельность, позитивное эмоциональное восприятие ситуации.
- Направленность воспитательно-образовательного процесса на развитие творческого мировосприятия ребенка.
- Реализация в педагогических технологиях основных гуманистических принципов: ненасилия, признания права ребенка на самостоятельность, выбор, собственную жизнь.
- Создать условия для внедрения Федерального государственного образовательного стандарта;
- совершенствовать здоровьесберегающие условия образовательного процесса и формировать у детей и педагогов мотивации к здоровому образу жизни;
- усовершенствовать инфраструктуру образовательного учреждения с учетом современных требований;
- создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей и инклюзивного образования;
- развивать сотрудничество ОУ с социальными партнерами;
- усовершенствовать деятельность ОУ по подбору педагогических кадров, по повышению их профессионализма и квалификации;
- реформировать систему управления ОУ, привлекая общественность к управлению ОУ.
Методологические принципы концепции развития ДОУ
· Принцип личностной ориентации.
Позволяет осуществлять гуманистическое и творческое влияние педагога на процесс развития личности ребенка.
· Принцип природосообразности.
Предполагает, что определять содержание, выбирать формы, средства образования, стиль взаимодействия с каждым ребенком необходимо на основе целостного знания о ребенке (его физиологических, психических особенностей, состояния физического здоровья, социально-нравственных представлений).
· Принцип культуросообразности.
Реализуется в ходе воспитания детей как на общечеловеческих культурных ценностях, так и на ценностях, присущих региональной культуре и данному социуму.
· Принцип дифференциации.
Позволяет организовать воспитание и обучение детей:
- по уровню развития;
- состоянию здоровья (физического, психического);
- возрастным особенностям;
- интересам и творческому потенциалу;
- половому признаку.
· Принцип коррекционно-развивающего образования.
Реализуется через единство диагностики и коррекции, генетический подход к развитию психической деятельности, развивающее обучение; деятельностный подход в развитии психических процессов ребенка.
Организационно-педагогическая структура
В 2014—2015 гг. структура образовательного учреждения будет представлена следующими подразделениями, объединяющими педагогический коллектив.
· Педагогический совет для освоения новых стратегических целей и задач, путей
внедрения программ и модернизации образовательного процесса.
· Управляющий Совет, занимающийся объединением педагогов и «узких
специалистов», родителей и членов администрации для решения вопросов организации дополнительных образовательных услуг для воспитанников и их родителей. Выявляет, обобщает, внедряет и распространяет передовой педагогический опыт, принимает участие в обсуждении вопросов планирования образовательной деятельности ДОУ.
Важная функция Совета — установление внешних связей с родителями, школой, домами творчества, предприятиями, с целью изучения образовательного спроса, проектирования образовательных услуг и поиска бюджетных средств, а также развития материально-технической и социально-педагогической среды ДОУ.
· Творческие группы, представляющие собой объединения наиболее
высококвалифицированных и творческих специалистов, деятельность которых направлена на локальную апробацию программ и технологий.
· Научно-методическая служба:
- осуществляет создание материально-технического и методического обеспечения образовательного процесса в ДОУ;
- несет ответственность за качество программ, реализуемых в ДОУ;
- руководит подготовкой педагогических кадров по проблемам дошкольного воспитания;
- отвечает за организацию кружковой работы;
- координирует работу коллектива педагогов по созданию предметно-развивающей среды.
· Психолого-медико-педагогическая комиссия:
- осуществляет медико-психологический контроль за проведением разнообразных дидактических экспериментов с целью предотвращения интеллектуальной перегрузки воспитанников;
- выделяет группы риска;
- отвечает за вопросы социально-педагогической адаптации детей, нуждающихся в коррекции;
- координирует деятельность специалистов, работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии;
- отвечает за создание условий, позволяющих обеспечить индивидуальный темп обучения для детей;
- оказывает необходимую психологическую поддержку и помощь семьям в воспитании детей.
Содержание и организация образовательного процесса
В связи с тем что наше учреждение обеспечивает развитие и коррекцию детей, педагогические технологии представлены блоками: личностно-развивающие, социально-адаптивные.
Личностно-развивающие технологии выступают основными в образовании. Они обеспечивают развитие интеллектуальных способностей и здоровья ребенка, пробуждают в нем стремление к знаниям, обеспечивают интеллектуально-образовательное пространство, ориентированы на сохранение самоценности дошкольного детства, эмоционального и психологического благополучия. Данные технологии характеризуются диалогичностью, гибкостью, творчеством. Они представлены в каждой парциальной программе, дополняющей Программу воспитания и обучения в детском саду
(под ред. М.А. Васильевой и др.). В ДОУ используются следующие парциальные программы, реализуемые с помощью личностно-развивающих технологий:
- «Юный эколог» (С. Николаева);
- «Приобщение детей к истокам русского народного творчества» (О. Князева, М. Маханева);
Социально-адаптивные и оздоровительные технологии представлены в программах:
- «Физическое воспитание дошкольников» (JI. Глазырина);
- «Программа воспитания и обучения детей с ФФНР» (Т. Филичева, Г. Чиркина);
- «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (Р. Стеркина).
С 2014/15 уч. г. педагогический коллектив проектирует апробацию предметно-пространственной среды интегрированного вида, представляющую собой соединение субъектов образовательного пространства, т.е. детей с нормальным развитием и детей, имеющих нарушения речи. Цель — освоение содержания образования в различных видах деятельности, а также приобретение социального опыта общения. Локальная среда усилена игровой деятельностью с социально-эмоциональным содержанием. Коррекционная среда представляет собой интеграцию общеразвивающего и коррекционного содержания, игрового и специально организованного.
Таким образом, с внедрением нового содержания в образовательный процесс потребуется изменение предметно-пространственной среды. Планируется пополнить и изменить социально-педагогическую и материально-техническую среду учреждения.
Система управленческой модели
Важными направлениями деятельности руководителя ДОУ являются:
- оценка и подбор кандидатов на вакантные должности;
- анализ кадрового потенциала и потребностей в персонале;
- отслеживание профессиональной и социально-психологической адаптации работников;
- планирование и контроль деловой карьеры сотрудников;
- стимулирование деятельности педагогов (управление трудовой мотивацией);
- обеспечение условий для развития коллектива, его сплоченности, организованности;
- анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, социально-психологического климата в коллективе, совершенствование организационной культуры;
управление конфликтами, предупреждение их возникновения.
В связи с этим возникает потребность создания нового управленческого механизма, обеспечивающего саморазвитие, рост творческого потенциала и самовыражение каждого члена коллектива, что, в свою очередь, станет позитивным фактором в процессе становления и развития личности каждого ребенка. Модель функционирования данного управленческого механизма представляется нами через реализацию основных направлений:
- совершенствование структуры управления, основанной на принципах демократии в управлении персоналом, гласности в принятии управленческих решений, коллегиальности, четком определении места и обязанностей каждого специалиста в образовательном процессе ДОУ;
- создание Управляющего Совета , определение его функций в общей управленческой структуре;
- организация научно-методической службы, определение ее функционала.
Этапы и содержание творческо-поисковой деятельности по реализации основных направлений концепции программы развития
2014/15 уч. г.
· Создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих
специалистов, деятельность которых направлена на локальную апробацию программ, технологий и т.д.
· Отбор содержания образования и методов для реализации программно-
методического обеспечения.
· Отработка основных технологий работы по реализации нового содержания
образования.
· Создание социальных и материальных условий реализации программы развития.
· Разработка модели предметно-пространственной среды интегрированного вида.
2015/16 уч. г.
· Создание мобильного комплекса подразделений, объединяющих педагогический
коллектив: Совет специалистов, научно-методическая служба, психолого-медико-педагогическая комиссия, творческие группы.
· Разработка программы координации связи с общественностью для изучения
образовательного спроса, проектирования образовательных услуг, поиска пополнения бюджета и развития материально-технической и социально-педагогической среды ДОУ.
· Проецирование личностно-развивающих и социально-адаптивных технологий на содержание образовательных программ.
· Апробация личностно-развивающих, социально-адаптивных и оздоровительных
технологий с целью получения достоверных фактов о возможности использования их в другой сфере.
· Организация функционирования и развития дошкольного учреждения на основе
управленческого менеджмента.
2016/17 уч. г.
· Введение практики перевода части специалистов на режим самоконтроля и
доверия.
· Создание вариативных моделей коррекционно-развивающей поддержки детям с
трудностями в речевом и эмоционально-волевом развитии.
· Разработка и осуществление плана психологической помощи семье.
Задачи и процедуры по внедрению ФГОС ДО
Для реализации общего замысла предполагается организовать работу творческих групп, деятельность которых будет направлена на внедрение ФГОС.
Планируется осуществление следующих этапов:
- включение ФГОС в образовательный процесс;
подготовка педагогического коллектива к внедрению ФГОС ДО на методических семинарах. Координатором процесса выступит творческая группа.
- анализ содержания развивающей среды и разработка рекомендаций к построению локальной и интегрированной среды в группах на основе ФГОС ДО;
Характеристикой предполагаемых изменений по итогам реализации ФГОС может служить:
- обеспечение конкурентоспособности дошкольного учреждения на рынке образовательных услуг;
- осуществление управления ДОУ на основе современных методов маркетинга и менеджмента;
- развитие социально-адаптивной, творческой личности ребенка.
Ресурсное обеспечение программы
Кадровое:
- подготовка воспитателей к работе по ФГОС ДО в рамках курсов повышения квалификации;
- создание творческих групп;
- повышение квалификации педагогических кадров и персонала в целом.
Научно-методическое:
- организация постоянно действующего семинара для воспитателей по использованию новых технологий личностно-развивающего, социально-адаптивного и оздоровительного характера;
- подготовка методического комплекса по проектированию локальной интегрированной среды в группах;
- оснащение воспитателей методическими пособиями и рекомендациями к новым требованиям.
Материально-техническое:
- обновление предметно-развивающей среды в группах;
- приобретение технических и дидактических средств обучения;
Финансовые:
- смета расходов ДОУ;
- спонсорская и благотворительная помощь.
ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2014/15 уч. г.
· Организация творческих групп.
· Обсуждение на педсовете положения о творческих группах, выборы членов
творческой группы.
· Утверждение плана работы творческой группы.
· Организация научно-методической службы, разработка и утверждение ее
функционала.
· Утверждение плана работы научно-методической службы.
· Отбор содержания образования и методов для реализации программно-
методического обеспечения.
· Изучение членами творческой группы ФГОС ДО.
· Проведение семинара для воспитателей и родителей по ознакомлению их с
содержанием и целями новых стандартов .
· Составление сметы расходов на текущий период для приобретения учебно
дидактического и методического материала, а также выделение средств для материального стимулирования сотрудников.
· Моделирование содержания локальной среды по программе «Познаю себя» в
группах детей с недоразвитием речи.
· Апробация форм организации жизнедеятельности детей в условиях
интегрированной среды во всех возрастных группах.
2015/16 уч. г.
· Разработка программы совместных действий Совета специалистов, научно-
методической и медико-психологической служб, творческих групп.
· Подготовка, обсуждение и утверждение на педсовете программы координации
связи с общественностью и различными социальными институтами детства.
· Подготовка материалов для использования в средствах массовой информации с
целью изучения спроса родителей на услуги, предоставляемые в ДОУ.
· Анализ анкетных данных среди населения; коррекция стратегии развития
дошкольного учреждения в связи с полученной аналитической информацией.
· Включение тренинговых игр по самопознанию в работу с детьми младшего
дошкольного возраста.
· Проведение семинаров-тренингов для педагогов ДОУ с целью освоения ими
социально-адаптивных технологий.
· Мониторинг достижений педагогов и детей в условиях использования социально-
адаптивных технологий.
· Разработка программы стратегического менеджмента.
2016/17 уч. г.
· Изучение рекомендаций и модернизация развивающей среды в группах согласно
внедряемых ФГОС.
· Приобретение методических и дидактических пособий и материала для
обогащения материально-технической среды в группах, методическом и логопедическом кабинетах.
· Создание программы педагогической поддержки дошкольников с проблемами в
эмоционально-волевом развитии на основе художественно-эстетической деятельности.
· Разработка программы психолого-педагогического сопровождения дошкольников
с проблемами в речевом развитии.
· Организация клуба для родителей с целью обмена опытом семейного воспитания.
· Оказание разнообразных форм психологической помощи родителям:
консультации, тренинги, телефон доверия, журнал для родителей и др.
· Определение магистральных направлений развития, исходя из внешних и
внутренних обстоятельств деятельности ДОУ:
- анализ окружения и внутреннего потенциала организации;
- определение миссии и ключевых целей;
- разработка стратегии развития.
· Определение конкретных стратегий деятельности ДОУ:
- усиление позиций на рынке образовательных услуг путем повышения качества услуг, рекламной деятельности;
- организация образовательных услуг для детей, не посещающих детский сад постоянно - оказание новых услуг на уже освоенном рынке.
КОНТРОЛЬНО-ЭКСПЕРТНАЯ ЧАСТЬ
Контролирующая деятельность представляется нами в виде двух компонентов: административного контроля (оперативный, промежуточный, итоговый) и самоконтороля (диагностика, самодиагностика, тестирование, самоаттестация). Результаты обсуждаются на педсоветах, совещаниях при заведующих, в индивидуальных беседах (по обстоятельствам).
Направления контроля
· Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей, обеспечение безопасности их жизнедеятельности.
Методы: оценка состояния условий для сохранения, укрепления психофизического здоровья детей с позиции требований Стандарта и образовательной программы; диагностика уровня физического и психического развития детей.
· Реализация коррекционно-развивающей поддержки детям с трудностями в речевом и эмоционально-волевом развитии.
Методы: диагностика психоэмоционального благополучия дошкольников; оценка речевого и коммуникативного развития детей; наблюдение и анализ поведенческих реакций и способов коммуникативного взаимодействия дошкольников.
· Организация и осуществление развивающего обучения, предполагающего обязательную включенность ребенка как субъекта деятельности в учебный процесс: опора на его познавательные потребности, поисковую активность, самостоятельность, позитивное эмоциональное восприятие ситуации.
Методы: анализ среды развития детей в разных возрастных группах; оценка уровня интеллектуального, познавательного и художественно-творческого развития дошкольников, анализ дидактического обеспечения образовательного процесса
Направленность воспитательно-образовательного процесса на развитие творческого мировосприятия ребенка.
Методы: анализ развивающей среды в группах, индивидуальные наблюдения и беседы с детьми, изучение отношения воспитателей к проявлению детского творчества и воображения.
· Реализация в педагогических технологиях основных гуманистических принципов: ненасилия, признания права ребенка на самостоятельность и выбор.
Методы: мониторинг качества использования в работе с дошкольниками личностно-развивающих и социально-адаптивных и оздоровительных технологий.
· Создание социальных и материальных условий реализации программы развития.
Методы: отчет администрации на педагогическом совете, управляющем совете; анкетирование персонала.