Коррекционная работа
Логопедическая служба в МБДОУ КВ ДС «Родничок»
Цель раннее выявление и преодоление отклонений в речевом развитии воспитанников в МБДОУ КВ ДС «Родничок»
Задачи:
- - Участие в образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в речевом развитии воспитанников.
- Содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
- Проведение углубленного логопедического обследования воспитанников ДОУ в возрасте от 3 до 7 лет для определения уровня речевого развития, специфических речевых нарушений различного генеза и структуры дефекта.
- Практическое использование в работе с воспитанниками апробированных коррекционных методик по исправлению отклонений в развитии и восстановлению нарушенных функций.
Оказание консультативной и методической помощи родителям (лицам, их заменяющих), педагогам и специалистам ДОУ с целью профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста, по вопросам дифференцированной диагностики речевых нарушений у детей и применению специальных методик и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
Направления деятельности:
Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.
Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития воспитанников и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Профилактическое – создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей с учётом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.
Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.
Система работы учителя-логопеда
1. Диагностический блок
1.1. Раннее выявление детей с проблемами в развитии (в ДОУ)
1.2. Первичное обследование речи детей дошкольного возраста
1.3. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии
1.4. Психолого-педагогическое наблюдение за детьми раннего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи
1.5. Обследование детей с тяжелыми нарушениями речи
1.6. Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы
1.7. Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесс
2. Организационный блок
2.1. Зачисление воспитанников в речевую группу комбинированной направленности по протоколам районной ПМПК
3. Блок анализа и планирования
3.1. Анализ результатов диагностики
3.2. Статистический учет
3.3. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса в детском саду – планирование работы на год
3.4. Выбор способа организации учебного процесса в ДОУ: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с воспитанниками
3.5. Обеспечение документацией
4. Коррекционно – развивающая работа
4.1. Занятия учителя-логопеда по совершенствованию разных сторон речи
4.2. Совместная деятельность с педагогом- психологом по стимулированию психологической базы речи
4.3. Совместная деятельность с воспитателями
4.4. Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.
4.5. Совместная деятельность учителя-логопеда и физического руководителя по развитию общей моторики детей
4.6. организация необходимого медицинского сопровождения для детей с проблемами развития.
5. Блок профилактической и консультативной работы
5.1. Ознакомление и принятие к сведению результатов углубленных медицинских осмотров
5.2. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии
5.3. Профилактика нарушений устной речи у детей младшего возраста
5.4. Организация консультативных занятий с детьми младшего возраста, имеющими возрастные нарушения в формировании речи.
5.5. Профилактика нарушений письменной речи. Организация пропедевтических занятий.
6.1. Методическая помощь работникам ДОУ по вопросам коррекции речи.
6.2. Изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи.
6.3. Создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы в ДОУ.
6.4. Самообразование.
6.6. Участие в работе методических объединений учителей-логопедов.
6.7. Участие в семинарах и конференциях.
7. Оптимизация коррекционно-педагогического (логопедического) процесса
7.1. Оборудование логопедического кабинета.
7.2. Создание картотеки наглядного, лексического, игрового и учебного материала.
7.3.. Использование ТСО; создание аудио и видеотеки логопедического кабинета.
8. Блок контроля
8.1. Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).
8.2. Информация о работе учителя-логопеда на педагогических и методических советах.
8.3. Информация о работе учителя-логопеда на итоговом родительском собрании
8.4. Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей
8.5. Выпускные собеседования (итоговые мероприятия)
8.6. Подведение итогов работы за учебный год. Цифровой отчет, аналитический отчёт – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.
Психологическая служба ДОУ
Психологическую службу представляет педагог-психолог Ковалева Елена Алексеевна.
В работе психологической службы дошкольного подразделения выделяются два основных направления работы — актуальное и перспективное.
Актуальное направление ориентировано на решение насущных проблем, связанных с теми или иными трудностями в воспитании и обучении дошкольников, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности.
Перспективное направление нацелено на развитие, становление индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к школе.
Психолог вносит в деятельность педагогического коллектива основную психологическую идею — возможность гармонического развития личности каждого ребёнка — и содействует ее реализации в практической работе. Задача психолога в ДОУ — создание психологических условий для развития дошкольников, оказание психологической поддержки, помощи.
Особый акцент психолог делает на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.
Направления деятельности педагога-психолога в ДОУ
Психологическая диагностика
Основная цель психодиагностики — выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности
ребёнка-дошкольника. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей,
причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии. Диагностическое обследование проводится также после проведения коррекционно-развивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер.
Коррекционно-развивающая работа.
Включает в себя следующие формы работы:
· работа с проблемами в личностной и познавательной сферах,
развивающие игры;
· индивидуальные психокоррекционные занятия;
· тренинговые занятия;
· занятия по подготовке детей к школьному обучению.
Психологическое просвещение и психологическая профилактика.
Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.
С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с педагогами и родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ.
Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей, изучение которого включает и личностные особенности педагогов. Важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников.
Психологическое консультирование.
Психологическое консультирование в ДОУ проводится по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития.
Работа с родителями
Учитель-логопед Пажильцева Ирина Николаевна провела занятие в старшей группе "Подсолнушки", в котором приняли участие не только дети, но и родители.
Дети показали, чему они научились за данный период обучения. Они "отправляли" родителям смс-ки (деление слова на слоги).При проведении звукового анализа слова "лиса" родители были звуками, а дети давали им задания.
Была проведена минута грамотности, где родители отвечали, как правильно употреблять в речи слова, как правильно применять глаголы (ложить-класть, одеть-надеть и т.д.)
В конце родители и дети дали оценку занятия.